Ставрополь, М.Жукова 8, 5 этаж, офис 500

Развиваем речь малышей с помощью чистоговорок

Многим малышам с трудом дается произношение некоторых звуков. Чистоговорки для развития речи помогут научить малыша правильно выговаривать слова. В два-три года большим словарным запасом владеют далеко не все дети.

Но некоторые уже в 2 годика строят логически связанные рассуждения и бойко рассказывают стихи. Если речь малыша совсем неразборчива, он никак не может разговориться, его могут направить на занятия к логопеду или в логопедическую группу детского сада. Но главная роль в исправлении речи малыша (независимо от возраста) отводится родителям.

Занимаясь ежедневно по 10 минут с ребенком можно исправить его речь ко времени поступления в школу без помощи логопедов и посещения специальных логопедических групп. Для этого используют такие приемы:

  • артикуляционная гимнастика;
  • расширение словарного запаса в процессе общения и обучения;
  • чистоговорки или скороговорки.

Проводить занятия на развитие артикуляционного аппарата специалисты советуют начинать с 2 лет, усложняя их по мере роста малыша.

Фольклор для речи

Чистоговорки и скороговорки относят к малому народному творчеству также как загадки, считалки, пословицы и поговорки, колыбельные песни. Складываясь из отдельных звуков в правильные слова, человеческая речь обретает смысл. Четкое произношение важно для правильности понимания отдельных слов и целых предложений. Развитием правильной речи необходимо заниматься с малых лет.

Иногда  3-4-летние дети не понимают, что их речь звучит неправильно. Они еще не научились слышать себя.

Развивая у малыша фонематический слух можно добиться значительного улучшения произношения отдельных звуков.

Объясняя ребенку, что слово состоит из отдельных звуков (гласных и согласных), родители могут играть с ребенком в произношения различных слов. Игры для дошкольников рассчитаны на то, чтобы малыш научился слушать и различать звуки речи.

Это могут быть игры, в которых требуется описать картинку, придумать слова с похожими окончаниями, придумать похожие по звучанию, но разные по значению слова и т.

д. Чистоговорки в картинках и скороговорки в стихах тоже способствуют развитию фонематического слуха. С их помощью ребенок учится произносить трудные звуки четко.

кушайте цыплята

Врачи-педиатры и логопеды отмечают, что чистоговорки играют важную роль в развитии речи у малышей. Эти простые и ритмичные фразы помогают детям осваивать правильное произношение звуков и слов, а также развивают фонематическое восприятие. Специалисты подчеркивают, что регулярные занятия с чистоговорками способствуют улучшению артикуляции и расширению словарного запаса. Кроме того, такие упражнения делают процесс обучения увлекательным и доступным для детей. Врачи рекомендуют родителям включать чистоговорки в ежедневные игры и занятия, что не только способствует речевому развитию, но и укрепляет эмоциональную связь между родителями и детьми.

🧠 Чистоговорки, бормоталки, логопедические карточки для детей. Развитие речи у малышей. Сборник🧠 Чистоговорки, бормоталки, логопедические карточки для детей. Развитие речи у малышей. Сборник

Делаем артикуляционную гимнастику

Проблемы с речью могут быть связаны с плохим развитием речевого аппарата. Для детского речевого аппарата нужна ежедневная артикуляционная гимнастика. Упражнения могут быть статическими, когда язык принимает определенное положение, и динамическими с участием всего речевого аппарата.

заниматься всместе

Примеры упражнений для речевой разминки:

  • «Грибок» – язычок прижимается к верхнему небу, как шляпка грибка;
  • «Лошадка» – из положения «грибок» цокать языком, как будто скачет лошадка;
  • «Футбол» – язычок загонят гол в правые и левые ворота, касается левой и правой щеки с внутренней стороны поочередно;
  • «Вкусное варенье» – ребенку предлагают представить, что его губы намазаны сладким вареньем, облизать кончиком языка сначала верхнюю губу, потом нижнюю.

Сделав артикуляционную гимнастику, переходят к более сложным упражнениям по проговариванию. Малыша просят повторить чистоговорки и скороговорки.

Примеры

Сначала с ребенком начинают осваивать чистоговорки для детей  от 2 до 3 лет с несложными звуками, которые повторить легче всего, например, «к, с, м, н, л».

Ку-ку-ку, ку-ку-ку – Села кошка на муку.

На-на-на, на-на-на – Стала белая она.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка – Хочет кошка молока.

Су-су-су, су-су-су – Не боится волк лису.

Са-са-са, са-са-са – Очень хитрая лиса.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – Наша Маша весела.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу – Маше дали пастилу.

Ма-ма-ма, ма-ма-ма – Принесла снежок зима

Не-не-не, не-не-не – Снег белеет на окне.

Можно повторять чистоговорки для детей 3-4 лет дома, по дороге в садик или в магазин. Их сможет повторить самостоятельно трехлетний малыш. Не требуйте сразу четкого произношения. Пусть ребенок отчетливо произносит первые слоги. Хорошее произношение появится со временем. Дети подготовительной группы хорошо справляются с подобными заданиями.

Чистоговорки со сложными звуками можно осваивать, когда ребенок 3 лет научится повторять легкие, и поймет, как это делать. Шипящие звуки и «р» особенно трудно даются не только самым маленьким детям, но и ребятам постарше. Попробуйте повторять вместе с малышом чистоговорки на «ч, ц, ш, р».

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Наша Катя умница.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу – Ходит Катя по крыльцу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – Таня вызвала врача.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Не хочу идти к врачу.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – Где игрушки малыша.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши – Тут играют малыши.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Говорили три бобра.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру – Домик строили бобру.

Можно на все буквы проговаривать чистоговорки, найдя их на просторах интернета и выучив или придумав забавные строчки самостоятельно по ситуации. При желании можно разбить их по лексическим темам. Также можно играть с ребенком 2 лет в рифмы, предлагая продолжить начатую строчку про фрукты, животных или природу складно в рифму и по смыслу.

https://youtube.com/watch?v=uHAuCoVWBd4%3Frel%3D0

Многие родители и педагоги отмечают, что чистоговорки являются эффективным инструментом для развития речи у малышей. Эти простые и ритмичные фразы помогают детям улучшить дикцию, развить фонематическое восприятие и обогатить словарный запас. В процессе повторения чистоговорок малыши учатся правильно произносить звуки, что особенно важно в раннем возрасте, когда формируется речь.

Кроме того, чистоговорки способствуют развитию слухового внимания и памяти, что положительно сказывается на общем речевом развитии. Родители делятся впечатлениями о том, как их дети с удовольствием повторяют забавные фразы, что превращает обучение в увлекательную игру. Многие отмечают, что регулярные занятия с чистоговорками не только развивают речь, но и укрепляют эмоциональную связь между родителями и детьми, создавая атмосферу доверия и радости.

Учимся говорить. Запуск речи у детей. Логопедические карточки для развития речи. Звукоподражание.Учимся говорить. Запуск речи у детей. Логопедические карточки для развития речи. Звукоподражание.

Учим скороговорки

Произносить скороговорки трудно, потому что это нужно делать не только правильно, но и быстро. Забавные рифмованные строчки хорошо запоминаются, и нередко настойчивые дети 2—3 лет самостоятельно повторяют запомнившуюся скороговорку с проблемным звуком, пока не добьются успеха. Главное, им не мешать.

пыхтит как пышка

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в речке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Шла Сашка по шоссе и сосала сушку,

Сушка пересушена, Сашкой перекушена.

На дворе трава, на траве дрова

Наколи дрова, на покос трава.

Мама мыла мылом раму, рама чистая у мамы.

Уделяйте скороговоркам больше внимания, разучивая их с детьми 2 лет. Благодаря такому упражнению, будет не только улучшаться проговаривание скороговорки, но и тренироваться память и воображение, расширяться запас слов.

Расширяем словарный запас

Для развития фонематического слуха и расширения словарного запаса 2-летних детей, полезно играть с ними в интересные игры, не забывая о проговаривании чистоговорок.

.

интересные фишки

Называйте по очереди слова сходные по звучанию, например, мошка – кошка, лук – сук и т. д. Одновременно можно бросать мяч друг другу. Делают бросок только после того, как произнесут слово. Проигрывает тот, кто не может ничего придумать. Такое игровое упражнение будет интересно и для самых маленьких, и для более старших деток. Условия игры можно менять. Слова говорить не сходные по звучанию, а разные: книга – бочка; мак – резинка и т. д. Проигрывает тот, кто ошибется и назовет слово в рифму.

Игра с картинками. Малышу показывают изображение медведя и мышки. Просят, чтобы он описал словами зверей, которых видит. Обращают внимание ребенка на то, какие звери разные, хотя их название звучит похоже: мышка – мишка. Отличие только в одной гласной букве.

По картинкам просят придумать ребенка уменьшительно-ласкательное название для животного: бык – бычок, баран – баранчик, петух – петушок. Теперь показывают те же картинки, только нужно сказать, как правильно называются детеныши животных: бык – теленок, баран – ягненок.

Можно играть с ребенком в слова. Это самая простая игра. Цель этой игры в следующем —Вы говорите слово, малыш должен придумать другое слово на ту же букву, на которую оканчивалось ваше слово. Малыш впервые столкнется с тем, что слова пишутся не так, как произносятся, и после слова «гараж», нужно сказать не «шалаш», а «жук». Эта игра подойдёт для детей 6-7 лет, которые уже хорошо знают буквы. Хотя некоторые детки и в 5 лет умеют читать. 

Заключение

Некоторые родители слишком настойчиво требуют от своих детей, которые ходят в среднюю или подготовительную группу, правильно выполнения заданий, чем повергают их в шок. Не заставляйте ребенка заниматься без его на то желания. Лучше пойти в школу не в 6 лет, а на год позже.

Если вы не занимались с малышом, и вдруг обнаружили, что ребенок не очень хорошо говорит, лучше доверить занятия опытному логопеду. При садиках есть специальные логопедические группы. У специалистов обычно имеются картотеки игр, которые способствуют развитию речи. Конечно, ваша роль в развитии речи ребенка тоже очень велика. Хвалите за каждый маленький успех и не будьте слишком строгими. В похвале нуждается каждый ребёнок, и в годик, и в 6 лет, и в более старшем возрасте.

Вопрос-ответ

Что развивают Чистоговорки?

Чистоговорки используют для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания. Чистоговорки – малый жанр фольклора, народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

Чем полезны Чистоговорки?

Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций.

Как стимулировать речь у малыша?

Используйте любую возможность, чтобы поговорить с малышом. Играйте в речевые игры Регулярно читайте ребенку вслух. Пойте песенки вместе. Задавайте детям вопросы. Будьте хорошим слушателем… Не бросайте все ради рассказа малыша! Описывайте свои действия.

Для чего нужны Чистоговорки?

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Советы

СОВЕТ №1

Выбирайте чистоговорки, соответствующие возрасту вашего малыша. Начинайте с простых и коротких фраз, постепенно усложняя их по мере развития речевых навыков ребенка. Это поможет избежать фрустрации и поддержит интерес к занятиям.

СОВЕТ №2

Используйте игровые элементы при обучении. Превратите занятия в увлекательную игру, добавляя движения, жесты или даже музыкальное сопровождение. Это сделает процесс обучения более веселым и запоминающимся для малыша.

СОВЕТ №3

Регулярно повторяйте чистоговорки. Постоянная практика поможет малышу лучше запомнить их и улучшить произношение. Выделяйте время на занятия каждый день, даже если это всего несколько минут.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на интонацию и эмоции. Произнося чистоговорки, используйте разные интонации и эмоции, чтобы сделать занятия более выразительными. Это поможет ребенку не только развивать речь, но и учиться передавать чувства через слова.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации